Попал в яму - повредил автомобиль
  • Попал в яму - повредил автомобиль
  • Пришла весна, растаял снег, а вместе с ним, что уже привычно, асфальт. Автомобилисты начали жаловаться на плохие дороги. Вопрос «что делать если повредил автомобиль из –за ямы, на дороге?» стал опять актуальным.

    Убытки автомобилиста

    Ямы на дорогах наносят значительный урон по карману автовладельца.

    Обычно из-за ям на дорогах страдают диски и шины автомобилей. Стоимость правки стальных колесных дисков может обойтись в 500 руб. и больше, а правка литых дисков стоит дороже 1500 руб. Ремонт покрышки автомобиля – бокового пореза, может быть дороже 2 000 руб.

    Значительно реже по итогам встречи с ямами страдают элементы подвески автомобиля, такие как рычаги подвески, шаровые опоры, рычаги и верхняя опора амортизатора, рулевые наконечники тяги и рулевая рейка, но стоимость подобного ремонта уже может вылиться в 10 000 руб. и более, что, безусловно, бьет по бюджету автолюбителя.

    Какие бывают ямы?

    Согласно ГОСТу 2018 года дорожные ямы могут иметь длину не более 15 см. и глубину – не более 5 см., а общая площадь ямы в дорожном покрытии не должна превышать 60 кв. см. Если яма превышает указанные размеры, автомобилист может претендовать на компенсацию понесенных убытков.

    Если же повреждение автомобиля произошло в результате попадания в яму, допустимую по параметрам ГОСТа, автомобилист сможет претендовать на компенсацию только доказав, что данная яма не была устранена в течении 12 календарных дней, что практически не реально, так как нужно доказать размер ямы на первый день 12-дневного срока и на момент попадания в ДТП.

    Что делать?

    1) Оформить ДТП. При повреждении автомобиля в яме, находящейся в пределах дорожного покрытия, оформлять инцидент необходимо так же, как и любое ДТП. При этом необходимо учитывать, что в случае повреждения автомобиля в яме, находящейся за пределами дорожного покрытия, претендовать на какую-либо компенсацию не возможно, так как данное событие не подпадает под категорию дорожно-транспортных происшествий.

    Оформление ДТП из-за ямы на дороге не может осуществляться европротоколом, так как отсутствует другой участник ДТП. При этом ждать сотрудников государственной инспекции безопасности дорожного движения на месте не обязательно, так как сотрудники ГИБДД стараются не выезжать на простые аварии, в ходе которых не причинялся вред здоровью. Водитель имеет право самостоятельно зафиксировать обстоятельства ДТП и направить в государственную инспекцию для составления необходимой документации.

    В момент фиксации ДТП, как с участием сотрудников ГИБДД, так и в их отсутствие, необходимо составить схему и произвести фотосъемку места происшествия. Так же рекомендуется произвести фотографирование прилегающей территории, в целях фиксации дорожных знаков, распространяющих свое действия на участок дороги на котором произошло ДТП.

    После фиксации обстоятельств ДТП необходимо на ближайшем посту ГИБДД или в присутствие сотрудников инспекции составить полный комплект документов, в число которых желательно включить протокол осмотра проезжей части с указанием описания дорожного полотна и знаков, а так же времени суток и освещенности участка дороги. В протоколе желательно указать наличие фотографий и данные свидетелей ДТП.

    2) Получить постановление о привлечении к ответственности. По результатам рассмотрения заявления сотрудники ГИБДД, как правило, выносят постановление о привлечении к ответственности должностного лица или организации, ответственных за содержание дорожного полотна.

    В момент вынесения постановления о привлечении к ответственности виновного должностного лица сотрудники ГИБДД должны сообщить водителю сведения о балансодержателях дороги (муниципальная или федеральная дорога или платная

    магистраль) именно к ним и необходимо обращаться за возмещением причиненного вреда.

    3) Направить претензию. Процесс возмещения убытков причиненных автомобилю рационально начинать с претензии, к которой прикладываются все имеющиеся у заявителя документы, а так же оценка стоимости восстановительного ремонта.

    4) Обратиться в суд. Если на претензию не поступает ответ или ответ не устраивает заявителя необходимо будет обращаться в суд, который практически всегда становиться на сторону потерпевших в ДТП.

    Вина водителя

    Необходимо помнить, что водитель также может оказаться виновным в ДТП в связи с возможностью нарушения им пункта 10.1. ПДД, согласно которому водитель должен ехать с учетом состояния дорожного полотна. Но для доказательства вины водителя необходимо проведение трасологической экспертизы, подтверждающей, что водитель имел техническую возможность избежать аварии, или личные показания водителя в которых он бы подтверждал, что яму видел заблаговременно, но не стал ее объезжать по «идейным» соображениям.